В помощь родителям

1629176Если бы школа являлась только учебой! Наши дети гораздо легче смогли бы усвоить незамысловатый курс наук. Но школа — это еще и генеральная репетиция взрослой жизни, путь полный опасностей. И мы взрослые  ненавязчиво должны оберегать направлять  своих детей.

Почему «умненький» ребенок оказался «плохим учеником»?

Биологические факторы:

  • отягощенные условия беременности;
  • патологии при родах;
  • травмы или заболевания ребенка в раннем детстве.

Социально-психологические факторы:

  • нарушение воспитания: гипер или гипоопека в семье, ребенку в раннем детстве не создавали  условия для игр со сверстниками и т.д;
  • вынужденная социальная изоляция (болезнь, воспитание в госучреждении);
  • педагогическая запущенность (родители не занимаются образованием ребенка и т.д.);

Индивидуальные или наследственные атипии развития;

  • у членов семьи наблюдались задержки моторного и речевого развития;
  • у ребенка наблюдается дисгармония гиперразвития (одаренности) в отдельных функциях в сочетании с недоразвитием других;

Как же заметить, что ребенок развивается не совсем правильно?

в дошкольном возрасте: обилие двигательных и нецеленаправленных действий и движений; искажение двигательного или речевого развития в малышовом возрасте (ребенок начал сначала ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или, наоборот,  «упрощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, чувства вины и прочего в ситуациях, когда данные эмоции непременно должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в играх, игнорирование игрушек, трудности адаптации в коллективе, замкнутость, нежелание отвечать на вопросы, даже если их задают близкие, хорошие люди;

в школьном  возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки оценок за короткий период времени, трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объекта, плохая память, зеркальное  написание букв, ошибка на письме «не по правилам», замена букв, их пропуск, перестановка слогов, неусвоение правил или неудержание во внимании программы действий, что выражается в плохом поведении на уроке, непроизвольном отклонении от задания.

При наличии таких признаков необходимо обратиться к специалисту (нейропсихологу).

Следует создать благоприятную атмосферу в семье (согласие, адекватная реакция на поведение ребенка, время, специально отведенное на общение с ним).

Обеспечение нормального питания и. режима дня; минимум времени для общения с компьютером и телевизором.

Что делать если ребенок  пишет безграмотно и имеет плохой почерк?

Знать домашние задания по русскому языку и тщательно следить за их исполнением. Проверяя домашние задания, избегать отрицательных оценок. За малейшие успехи премировать, дарить полезные подарки, обеспечить поход в театр, в кино и т.д. Попробуйте оценивать вашего ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразиться на его самооценке. Не забывайте о важной составляющей грамотного письма — чтении.

Что можно сделать родителям, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка?

— Даже у самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с наиболее приятными вещами — мамиными руками, ее теплом, ее улыбкой. Если ребенок почувствует, что книга — это удовольствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней.

— Собирайте домашнюю библиотеку. Не разменивайтесь на мелочи — собирайте те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд. И помните, когда у вас появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повыситься.

— Не пренебрегайте чтением вслух. Используйте этот прием хотя бы в терапевтических целях, например, когда ваш ребенок заболел.

— Чтобы школьная  литература не вызывала «оскомину», предваряйте программу. Вы всегда можете заранее рассказать что-то интересное и необычное  про тех, чьи произведения  еще   только будут изучаться, познакомить с веселыми и увлекательными страницами непрограммных  книг тех же авторов. Тогда восприятие обязательных произведений будет позитивным.

Что может скрываться за двойками и нежеланием идти в школу?

Внешние обстоятельства:

  • смена учителя или классного руководителя;
  • переход из начальной школы в среднюю, когда для ребенка непривычными является большое количество учителей и предметов;
  • адаптация к новой школе или классу;
  • развод родителей;
  • появление нового ученика или уход старого, что меняет расстановку сил и распределение ролей в классе, то есть статусную структуру, вследствие чего уменьшается  или увеличивается количество «принятых», «отвергнутых», «звезд».

Внутренними обстоятельствами могут быть:

  • стремительный физиологический рост, начинающийся в предпубертатный  период;
  • слишком обостренная реакция ребенка на любые раздражители: либо агрессивная, либо неадекватная. Объяснить это можно генетической предрасположенностью или типом темперамента. Неблагоприятные внешние обстоятельства, негативно повлиявшие на успеваемость ребенка, вы можете проанализировать сами;
  • Если с внешними обстоятельствами все в порядке — обратитесь к внутренним причинам.

Как чрезмерная опека мешает детям жить?

В прессе сейчас очень активно обсуждается проблема безнадзорных детей. При живых родителях они предоставлены сами себе, никто не занимается их воспитанием, обучением, никто не заботится об их питании, одежде, здоровье. Это страшный знак нынешнего жестокого времени. Маленькие Маугли населяют наши города. Но не меньшую опасность таит в себе и проблема гиперопеки, излишней заботы, проявляемой родителями. Отгороженные от Маугли кирпичными стенами, живут в наших городах «лапуси», залюбленные своими родителями. Любая крайность — это плохо. Чем же грозит чрезмерная любовь?

В ребенке формируются негативные личностные качества: лживость, хитрость, корысть, эгоизм.

Отсутствуют самостоятельность, инициатива. Его никто

не научил принимать решения и отвечать за них. Как следствие — неудачная карьера или полное ее отсутствие. Возникают проблемы в личной жизни. Дети не находят себе друзей-ровесников, так как их заменяют либо оттесняют любящие родители. Выросшие «маменькины сынки» не могут

подыскать себе подходящую партию, так как избранница или должна во всем походить на мать, или соответствовать ее, а не его требованиям. Как следствие — полное одиночество.

Вместо радости жизни с ее красками, песнями, смехом, эмоциями, путешествиями — серые будни, наполненные беликовским страхом «как бы чего не вышло».

Ребенок ждет от взрослых нежности и ласки, истинной любви и тепла, поддержки, понимания, одобрения и заботы, похвалы, ободряющей улыбки. А что получает вместо этого?

Родители оценивают его действия, «казнят» или «милуют», принимают за него ответственные решения, «убивают» веру в себя, всячески подчеркивают его зависимость от них, диктуют, управляют, назойливо делятся опытом.

Проанализируйте свои отношения с ребенком. Никогда не

поздно что-то изменить. Во имя счастливого будущего вашего чада. Для облегчения этой задачи прислушайтесь к советам опытных психологов и педагогов.

  • Никогда не считайте, что в вашей семье самый главный — ребенок.
  • Радуйтесь, что иногда он делает что-то, не посоветовавшись

предварительно с вами.

  • Не прощайте ему капризы в любом возрасте.
  • Не думайте, что мнение ребенка ничего не стоит, а мнение

взрослого — закон.

  • Заботясь о здоровье ребенка, не старайтесь уберечь его от

всего на свете.

  • Не делайте ему подарков каждый день.
  • Не живите только для своего ребенка, пусть он знает, что

у вас есть интересы и круг общения кроме него.

  • Не требуйте от ребенка жить по вашим подсказкам.
  • Не противопоставляйте своего ребенка другим.
  • Даже в мелочах не идите на поводу у своего ребенка. Не бойтесь конфликтов в раннем возрасте.
  • Не удовлетворяйте все его нужды. Он вполне обойдется без

«птичьего молока».

  • Пусть ваш ребенок наравне со всеми отвечает за порядок

в доме.

  • Его обязанности должны соответствовать возрасту, но должны быть непременно.
  • Если ваш ребенок жалуется на свое здоровье, не теряйте покоя

полностью, не делайте трагедии из больной головы или животика. Если жалобы повторяются часто, обратитесь к специалистам, проведите комплексное обследование, но сохраняйте

спокойствие, не впадайте в панику по мелочам.

  • Не создавайте вокруг гения атмосферу поклонения

и восхищения, когда все окружающие даже дышат ему в такт.

  • Не забывайте, что дети растут и вырастают.

Педагог-психолог: Хасанова А.Р.

Обсуждение закрыто.