Аутизм – нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.
Аутизм не болезнь — это нарушение функционирования организма и развития. Аутизм нельзя вылечить — от него нет таблеток. Помочь человеку с РАС может лишь ранняя диагностика, реабилитация и педагогическое сопровождение.
Люди с аутизмом часто оказываются талантливыми в отдельных областях: в истории, литературе, математике, географии и музыке. Они с легкостью запоминают большие тексты. Но самые простые действия им даются с трудом: разговор на повседневные темы, поход в магазин, переход улицы.
Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным — от глубокой умственной отсталости до феноменальной одаренности в науке, искусстве и спорте. От полного отсутствия речи до гиперобщительности.
Люди с аутизмом страдают от социальной слепоты — неспособности понять настроения и чувства другого человека. Они понимают буквально все сказанное вами и с трудом воспринимают нюансы человеческих отношений.
Люди с аутизмом могут быть гиперчувствительны к внешним раздражителям: уличному шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям.
Люди с аутизмом не опасны для окружающих. Более того, в незначительной степени аутичные черты есть у большинства людей, живущих среди нас. При правильной реабилитации некоторые люди с аутизмом способны вести самостоятельную жизнь, иметь семью и друзей.
Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у детей с аутизмом и их последующая интеграция в жизнь общества. Они обладают огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, который мы не должны терять.
Коррекционные методики, которые можно использовать дома:
- Игры с крупами.
- Игры с мыльными пузырями.
- Лепка.
- Игры с водой.
- Игры с красками.
- Игры со звуками.
Как учить ребенка-аутиста:
— доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
— избегать переутомления;
— четко организовывать пространство;
— использовать подписанные системы хранения;
— подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
— обращаться к ребенку по имени;
— обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
— осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
— использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
— постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
Рекомендации по работе с детьми-аутистами:
Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
Принимайте его таким, какой он есть.
Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
Придерживайтесь определенного режима дня.
Соблюдайте ежедневные ритуалы.
Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
Хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом.
Социальный педагог МКУ «Центр» Ю.Г.Трашенкова