Памятка по эффективной работе с детьми с ДЦП

504Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер и наблюдаются у 5–7% детей.
Нарушения двигательных функций возникают вследствие различных заболеваний: нервной системы; врожденной патологии опорно-двигательного аппарата; приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата.

503Наиболее распространенным и изученным нарушением опорно-двигательного аппарата является детский церебральный паралич. ДЦП это группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы и сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений, который проявляется, прежде всего, в двигательных расстройствах.

501При одних формах заболевания больше страдают руки, при других — ноги. Иногда поражаются обе руки и обе ноги. Кроме того, нарушения движений могут носить односторонний характер. При тяжелом поражении нижних конечностей руки кажутся иногда почти здоровыми, но при тщательном обследовании у ребенка выявляется недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями.

502По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость.
Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других, напротив, — вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие — значительно отстают. Нередко фиксируется задержка речевого развития.
Часто при детском церебральном параличе к физическим проблемам присоединяются и другие трудности различного происхождения и тоже достаточно серьезные. Речь идет, как о клинических проблемах, так и о нарушениях зрения, слуха, чувствительности, пространственных ощущений и трудностях общения, что приводит к трудностям усвоения программного материала.
 
Рекомендации по работе с детьми с ДЦП
 

  1. В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).
  2. Ручные навыки необходимо развивать поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определенное место, выбирать предметы.
  3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость).
  4. Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
  5. Особое место должны занять уроки ручного труда, рисование, так как, на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.
  6. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

Основные правила родительского взаимодействия с ребенком

1) Активность и самостоятельность ребенка.

Родитель помогает ребенку, а не делает за него. Конечно, сложно наблюдать напряжение и усталость ребенка, но ваша настойчивость и вера в его возможности придают ему силу и успешность.

2) Постоянная упорная тренировка каждый день.

3) Разговаривайте с ребенком во время всех видов деятельности (гигиенические процедуры, одевание-раздевание, еда, игра).

4) Говорите спокойно, в нормальном или замедленном темпе. Убедитесь, что ребенок вас слышит и понимает.

5) Говорите короткими фразами. Задавайте открытые вопросы «Что он делает?» вместо «Он сидит?».

6) Не торопите ребенка, дайте ему некоторое время для ответа или реакции.

7) Обращайте внимание ребенка на звуки и шумы, которые нас окружают (журчание воды, пение птиц за окном, шум машин и т.п.).

8) Повторяйте уже выученные с ребенком слова многократно, добавляйте новые, постепенно расширяя его словарный запас.

9) Проводите занятия в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, развивать внимание и память.

Родители – главные источники информации для малыша с ДЦП. Именно они должны помогать формированию у ребёнка правильного формирования окружающего мира и собственной личности. Хвалите ребёнка за успехи. Позитивное поощрение улучшит эмоциональный настрой и подвигнет к новым шагам. Обменивайтесь опытом, пробуйте современные методы реабилитации. Родителям необходимо находить контакт с такими же семьями. Это позволит не только делиться опытом, но и избавит от ощущения зацикленности на своих проблемах. Кроме того, для успешной реабилитации ДЦП не обойтись без помощи врачей: неврологов, реабилитологов, логопедов, психологов и т.д.

Социальный педагог МКУ «Центр»     Ю.Г.Трашенкова

Обсуждение закрыто.