№6. Кто такой подросток?

0544708Сегодня хочется поговорить о подростках, почему с ними бывает трудно, а иногда очень трудно?
Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царевича на развилке дороги около камня: «Налево пойдёшь… направо пойдёшь…» В одну сторону – путь к реальной взрослости, сопровождающийся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощущением жизненного счастья. В другую – к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами.
Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп изменений, как физических, так и психологических. Развивается самосознание — это означает, что у человека формируется внутренняя позиция, мировоззрение, потребность отстаивать свои убеждения. В этом возрасте обострена потребность в признании «самости», уникальности и одновременно – психологическая зависимость от сверстников, подросток эффективно соединяет позицию «Не путайте меня с другими» с позицией «Мы – группа сверстников», так как общение со сверстниками выходит на первый план, как потребность и значимая деятельность.
Подростка начинает волновать внешний облик (лицо, тело), имя, в кругу семьи и сверстников подросток слышит разное обращение к себе: это и ласкательные детские имена и нежные прозвища, но это и клички, порой беспощадно оценивающие его индивидуальные свойства или вовсе обесценивающие его личность.
Особенности самосознания влияют на самооценку, что в дальнейшем отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.
Изначально подросток социально ориентирован, он стремится быть «как все» в отношении к нормативному поведению. В то же время он стремится утвердить свою уникальность, быть «лучше, чем другие», настаивает на том, чтобы его «не путали с другими». Соединение двух тенденций – быть «как все» и, стало быть, уметь следовать нормативному поведению и одновременно быть «иным», чем другие, создает для подростка большую проблему, в результате которой подросток часто проявляет асоциальное поведение, что утверждает его в собственных глазах.
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы развивающегося самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками. Центр жизни переносится из учебной деятельности (ведущего вида деятельности отрочества) в деятельность общения.
Ещё одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми, что может проявиться в следующих симптомах:
° возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы;
° поиски друга, поиски того, кто может тебя понять, детские компании;
° многие подростки начинают вести дневник, в котором подросток «находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения».
Подросток начинает сравнивать себя со взрослым, и часто делает вывод, что между ним и взрослым никакой разницы нет, он чувствует себя взрослым, и начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, всеми силами стремится быть и считаться взрослым, но подлинной, полноценной взрослости пока нет, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Выделяют основные виды проявления взрослости:
— Подражание внешним признакам взрослости – курение, употребление алкоголя, подражание взрослым в стремлении к красивой жизни, к праздности — это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. При этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.
— Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.
— Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы.
Чувство взрослости – это новый уровень притязаний, предвосхищающий новое положение, которого подросток ещё не достиг. В этом и заключается глубокое противоречие: подросток требует признания того, что на самом деле ещё не сформировалось. Но именно поэтому он столь остро реагирует на любое ущемление педагогами и родителями его взрослой позиции: грубит, протестует против установленных норм и правил, также — и эта реакция сейчас проявляется все чаще — просто уклоняется от всякого сотрудничества со взрослыми.