№ 8. Детские страхи. Подскажите, пожалуйста, что делать, чтобы побороть страх у ребенка?

1213874445_fear_in_baby_eyes_full_031

  1. Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее.
  2. Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как Вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».
  3. Постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта для ребенка. Вы должны по возможности облегчить его страдания: оставлять в комнате включенный ночник, крепко держать за руку, проходя мимо собаки; ходить пешком, если он боится лифта.
  4. Попытаться создать в семье защитную ауру. Не нежно рассказывать при детях, что «кругом столько преступлений».
  5. Контролируйте, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.
  6. Если ребенок боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления, т.е. собирайте факты, чтобы уничтожить страх.
  7. Используйте прием проигрывания страха в игре. Например, если ребенок боится собак, то можно проигнорировать ее жестом или репликой: «Уходи, собачка, не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью. Полезно приписать этой собаки роль защитника.
  8. На ночь, если ребенок боится спать один, в роли защитника может быть любимая игрушка.
  9. Можно предложить ребенку нарисовать объект страха. Рисунок страшной собаки, а рядом – автопортрет самого ребенка, по возможности – большого и сильного.
  10. Можно предложить ребенку какой-нибудь приз за совершение смелого поступка (проход по темной комнате, пересечение двора и т.д.).

Театрализованные этюды, игры и упражнения, которые помогут Вам снизить уровень страха.

Импровизированную ширму можно соорудить из двух стульев и одеяла, персонажи- игрушки.

  • Этюд первый: Гроза.

Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Проговаривание (а не только демонстрация на ширме событий и действия) очень важно в терапевтических целях. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет к себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно, чтобы игрушка-собачка была меньше куклы-ребенка.

Если ребенок отказывается сам обыгрывать ситуацию, сделайте его зрителем.

  • Этюд второй: Страшный сон.

Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг… в темном углу появляется что-то страшное (ребенок сам должен сказать, что это может быть). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего или колыхающаяся от ветра занавеса, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне….

  • Игра «Пчелка в темноте» (страх темноты, замкнутого пространства, высоты).

«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используйте стулья разной высоты, тумбы и т.д.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используйте столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».

Игру можно повторять, усиливать плотность материи, т.е. степень темноты.

Если речь идет о ночных страхах, то:

  1. Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка, поскольку сны – это, прежде всего, эмоциональный отклик на события, происходящие днем.
  2. Способствовать повышению уверенности в себе.
  3. Нейтрализовать конфликты.
  4. При наличии страшных снов не следует проявлять чрезмерную принципиальность, читать мораль, стыдить, отправлять спать в темную комнату (посидеть рядом с ребенок, спеть песенку, оставить ночник и т.д.).
  5. Исключить сказки с леденящим душу содержанием, бурные игры, просмотр ночных передач, плотную пищу, духоту в помещении.
  6. Спокойному сну способствуют принятие водных процедур, легкий массаж.

Ваше внимание и любовь помогут ребенку в преодолении любых страхов. Желаем Вам удачи!

Педагог-психолог МБУ «Центр»

Смолянова В. В.