Сейчас очень много подходов в воспитании ребенка. Одни советуют не запрещать ничего детям до 5 лет, другие – применять физические наказания для воспитания детей. Но и тот и другой подход приводит лишь к проблемам в поведении ребенка и взаимоотношениях между родителями и ребенком. Как же быть?
Правила (ограничения, запреты, требования) обязательны в жизни ребенка, как для безопасности ребенка, так и привития норм общества и его поведения. Для того, чтобы эти правила и ограничения не вызывали протеста ребенка, нужно помнить, что не следует создавать их слишком много, они должны соответствовать возможностям и возрасту ребенка.
В любом случае в воспитании важно исключить физические наказания, эмоциональное давление (оскорбления, угрозы) и наказание молчанием. Дети родительское молчание принимает за нелюбовь, а это самое болезненное для ребенка и не соизмеримо ни с одним проступком в поведении ребенка.
Наказание должно быть значимым для ребенка (например, поход к бабушке, любимая игрушка), иначе оно теряет свой смысл и не служит поводом для прерывания нежелательного поведения.
Ребенок может принимать участие в вопросах выбора, как наказания, так и поощрения. Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали ему родители. Осуществляя выбор, они лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, а это повышает их ответственность.
Лучше использовать поощрение, чем наказание. Чем разнообразней и неожиданней поощрения, тем они действенней. При этом поощрение не должны восприниматься как подарок на день рождение. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждый хороший поступок теряет свою роль «быть поощрением».
Не оставляйте без внимания попытку ребенка достичь цели, сделать что-то новое, но не перехваливайте его. Не давайте обещаний, которые Вы не сможете выполнить, это нарушит доверие ребенка.
Играйте вместе с ребенком.
- С малышом до трех лет:
- Прятки или кошки-мышки;
- Водные игры;
- Игры с песком;
- Чтение книг;
- Игра в театр;
- Рисование;
- Лепка;
- Мозаика и т.д.
- С детьми от трех до семи лет:
- Игра в театр;
- Проговаривайте детские считалочки и пропойте детские песенки;
- Постройте домик из песка или конструктора;
- Настольные игры;
- Чтение книг;
- Загадки;
- Игры с мячом;
- Игра в пантомиму;
- Попробуйте изобразить разные эмоциональные чувства и т.д.
В любом возрасте для ребенка важно Ваше участие, последовательность, заинтересованность и безусловная любовь
Педагог-Психолог МБУ «Центр»
Смолянова В. В.