№10. Поощрение и наказание. Как воспитывать ребенка?

1200x790_ZD_Vospitanie_2305_01

Сейчас очень много подходов в воспитании ребенка. Одни советуют не запрещать ничего детям до 5 лет, другие – применять физические наказания для воспитания детей. Но и тот и другой подход приводит лишь к проблемам в поведении ребенка и взаимоотношениях между родителями и ребенком. Как же быть?

Правила (ограничения, запреты, требования) обязательны в жизни ребенка, как для безопасности ребенка, так и привития норм общества и его поведения. Для того, чтобы эти правила и ограничения не вызывали протеста ребенка, нужно помнить, что не следует создавать их слишком много, они должны соответствовать возможностям и возрасту ребенка.

В любом случае в воспитании важно исключить физические наказания, эмоциональное давление (оскорбления, угрозы) и наказание молчанием. Дети родительское молчание принимает за нелюбовь, а это самое болезненное для ребенка и не соизмеримо ни с одним проступком в поведении ребенка.

Наказание должно быть значимым для ребенка (например, поход к бабушке, любимая игрушка), иначе оно теряет свой смысл и не служит поводом для прерывания нежелательного поведения.

Ребенок может принимать участие в вопросах выбора, как наказания, так и поощрения. Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали ему родители. Осуществляя выбор, они лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, а это повышает их ответственность.

Лучше использовать поощрение, чем наказание. Чем разнообразней и неожиданней поощрения, тем они действенней. При этом поощрение не должны восприниматься как подарок на день рождение. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждый хороший поступок теряет свою роль «быть поощрением».

Не оставляйте без внимания попытку ребенка достичь цели, сделать что-то новое, но не перехваливайте его. Не давайте обещаний, которые Вы не сможете выполнить, это нарушит доверие ребенка.

Играйте вместе с ребенком.

  1. С малышом до трех лет:
  • Прятки или кошки-мышки;
  • Водные игры;
  • Игры с песком;
  • Чтение книг;
  • Игра в театр;
  • Рисование;
  • Лепка;
  • Мозаика и т.д.
  1. С детьми от трех до семи лет:
  • Игра в театр;
  • Проговаривайте детские считалочки и пропойте детские песенки;
  • Постройте домик из песка или конструктора;
  • Настольные игры;
  • Чтение книг;
  • Загадки;
  • Игры с мячом;
  • Игра в пантомиму;
  • Попробуйте изобразить разные эмоциональные чувства и т.д.

В любом возрасте для ребенка важно Ваше участие, последовательность, заинтересованность и безусловная любовь

 

Педагог-Психолог МБУ «Центр»

Смолянова В. В.