№11. Сейчас все чаще можно встретить ситуацию, когда врач поставил ребенку диагноз СДВГ, или по-другому, синдром двигательной гиперактивности с дефицитом внимания, но не объяснил особенности данного диагноза. Как же воспитывать ребенка с СДВГ ?

discipline3

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. Нужно понимать, что  СДВГ — это медицинский диагноз (который ставится после наблюдения за ребенком определенное количество времени), и не является следствием плохого воспитания. Чрезмерная активность на фоне дефицита внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти нарушения могут обнаружиться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижения им взрослого возраста. Конечно же, после постановки диагноза врачом, будет назначено медикаментозное лечение, которое необходимо будет принимать.

В чем же особенности поведения гиперактивных детей?

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы, как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

Как помочь ребенку и себе в данном случае, без конфликтов и ссор?

  1. Не скупитесь на похвалу. Тактильные прикосновения являются сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами, можно добиться от ребенка положительных результатов. Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой». Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».
  2. Старайтесь игнорировать его нежелательное поведение или правильно на него реагируйте:

— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
— Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
— Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Ребенок самостоятельно не может с ними справиться.

  1. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, окриков, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения, а скорее ухудшит его. Вырабатывайте позитивное отношение. Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: «Давай я помогу тебе убрать одежду». Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»
  2. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся и психологические коррекционные программы.
  3. Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают и знают об особенностях детей с СДВГ, и так Вы поможете своему ребенку.
  4. Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.
  5. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

— Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
— Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
— Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

  1. Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.
  2. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
— Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
— При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

  1. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

Игры для гиперактивных детей:

  • «Слушай хлопки»

Ребенок передвигается в свободном направлении. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, ребенок должен остановиться и принять позу «аиста», если два раза – позу «лягушки». На три хлопка ребенок продолжает ходьбу.

  • «Запрещенные движения»

Взрослый показывает движения, которые ребенок повторяет. Затем выбирается одно движение, которое нельзя выполнять.

  • «Пожалуйста»

Взрослый показывает движения, а ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «пожалуйста». Если этого слова взрослый не говорит, ребенок остается неподвижным.

  • «Кричалки, шепталки, молчалки»

Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, зеленый. Это сигналы. Когда взрослый показывает красную ладонь («кричалку»), можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь («шепталка») – можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» (зеленая ладонь), ребенок должен замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».

  • «Найди отличие»

Ребенок рисует рисунок, отдает взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает ребенку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

  • «Час тишины и час «можно»»

Договоритесь с ребенком, что час он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. В награду за это у него иногда будет час «можно», когда можно бегать, кричать, прыгать. Лучше сразу обговорить действия, которые делать нельзя.

  • «Волшебный ковер»

Выбрать обычный маленький коврик, на котором ребенок будет играть  в спокойные игры, читать книгу вместе с мамой, собирать пазлы и т.д.

 

 

Педагог-Психолог МБУ «Центр»

Смолянова В. В.