Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. Нужно понимать, что СДВГ — это медицинский диагноз (который ставится после наблюдения за ребенком определенное количество времени), и не является следствием плохого воспитания. Чрезмерная активность на фоне дефицита внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти нарушения могут обнаружиться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижения им взрослого возраста. Конечно же, после постановки диагноза врачом, будет назначено медикаментозное лечение, которое необходимо будет принимать.
В чем же особенности поведения гиперактивных детей?
Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы, как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.
Как помочь ребенку и себе в данном случае, без конфликтов и ссор?
- Не скупитесь на похвалу. Тактильные прикосновения являются сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами, можно добиться от ребенка положительных результатов. Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой». Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».
- Старайтесь игнорировать его нежелательное поведение или правильно на него реагируйте:
— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
— Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
— Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Ребенок самостоятельно не может с ними справиться.
- Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, окриков, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения, а скорее ухудшит его. Вырабатывайте позитивное отношение. Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: «Давай я помогу тебе убрать одежду». Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»
- Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся и психологические коррекционные программы.
- Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают и знают об особенностях детей с СДВГ, и так Вы поможете своему ребенку.
- Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.
- Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.
— Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
— Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
— Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.
- Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.
- Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.
— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
— Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
— При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.
- Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.
Игры для гиперактивных детей:
- «Слушай хлопки»
Ребенок передвигается в свободном направлении. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, ребенок должен остановиться и принять позу «аиста», если два раза – позу «лягушки». На три хлопка ребенок продолжает ходьбу.
- «Запрещенные движения»
Взрослый показывает движения, которые ребенок повторяет. Затем выбирается одно движение, которое нельзя выполнять.
- «Пожалуйста»
Взрослый показывает движения, а ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «пожалуйста». Если этого слова взрослый не говорит, ребенок остается неподвижным.
- «Кричалки, шепталки, молчалки»
Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, зеленый. Это сигналы. Когда взрослый показывает красную ладонь («кричалку»), можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь («шепталка») – можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» (зеленая ладонь), ребенок должен замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
- «Найди отличие»
Ребенок рисует рисунок, отдает взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает ребенку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.
- «Час тишины и час «можно»»
Договоритесь с ребенком, что час он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. В награду за это у него иногда будет час «можно», когда можно бегать, кричать, прыгать. Лучше сразу обговорить действия, которые делать нельзя.
- «Волшебный ковер»
Выбрать обычный маленький коврик, на котором ребенок будет играть в спокойные игры, читать книгу вместе с мамой, собирать пазлы и т.д.
Педагог-Психолог МБУ «Центр»
Смолянова В. В.