№13. Мой ребенок убегает из дома, что делать?

shutterstock_453558115Ребенок убегает из дома? Не отвечает на звонки? Как поступить: найти и наказать или поговорить и выяснить причину. Выбор не из легких. При этом важно понимать, что выбранный Вами метод может, как восстановить отношение в семье, так и разрушить их. Какой метод выбрать?

Чаще всего это последствия игнорирований потребностей ребенка (если это не диагноз бродяжничество), в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.

Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитным.

Итак, причины, по которым ребенок уходит из дома:

  1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.

Одна из задач развития детского (подросткового) возраста – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать.

  • Профилактика: Организуйте свободное время ребенка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т.д.
  1. Переживание «драйва».

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».

К этому можно добавить еще и стремление переживать «острые ощущения».

  • Профилактика: Стимулируйте ребенка участвовать в соревнованиях, спорте, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска («драйва»).
  1. Скука.

Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чаще всего скука это следствие:

  • Отсутствие смысла жизни из-за жестокого обращения родителей, тяжелых разочарований, предательства близких людей, чрезмерной критичности взрослых.
  • Хроническое неудовлетворение базовых, важных потребностей в уважении, любви, принятии.
  • Жизнь «пока»: все, что должно случиться в жизни важное, интересное будет «когда-то потом», причем сроки не определены, а пока нужно просто ждать. Ожидание всегда томительно и скучно.
  • Профилактика: Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.

Научите ребенка мечтать, создавайте ситуацию успеха.

Развивайте уверенность ребенка в себе.

Развивайте творческие способности.

Научите ребенка ставить большие и маленькие цели, определять задачи.

  1. Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»).

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет говорить нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен ребенок в себе, тем более он зависим от других. Не в состоянии действовать вопреки мнению друзей или сверстников. Причем подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

  • Профилактика: Развивайте в ребенку уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей.

Научите ребенка эффективным моделям противостояния влиянию и независимому поведению. Учите говорить «нет».

Развивайте в ребенке умение общаться.

  1. Протест против родителей.

Непонимание причин изменений, происходящих с ребенком, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними. Мы начинаем отвергать новые качества подростка и тогда мы сталкиваемся с протестом, который может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители и совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически ребенок чувствует себя ненужным и даже в тягость родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

Профилактика: Проявляйте любовь, заботу и внимание.

  1. Стремление уйти от осознания несправедливости мира (жестокости наказания), разочарований (в том числе в любви), переживание тяжелой утраты (смерти любимых людей).

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливость для него – все, что не соответствует его ожиданиям.

  • Профилактика: Поддерживайте подростка при переживании им горя, разочарования в любви.

Оставьте на видном месте информацию о работе «телефонов доверия» и кабинета психолога.

Будьте адекватны в наказаниях ребенка (исключаем жестокое обращение: физическое и эмоциональное насилие, пренебрежение нуждами).

Подростки с удовольствием и готовностью откликаются на искреннее внимание и заинтересованность ими и их проблемами со стороны родителей. С подростком должны быть партнерские отношения. Никакого директивного отношения, типа: «как я сказал, так и будет» и решение проблемы уходов из дома силовыми методами быть не должно.

Если ребенок ушел из дома (рекомендации родителям):

  1. Не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «Скорой помощи», полиции.
  2. Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время.
  3. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу.
  4. Выясните, кто видел его и общался с ним.
  5. Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их.
  6. Если Вы обнаружили местонахождение ребенка, не спешите врываться туда и насильно вытаскивать – результат будет противоположным ожидаемому.
  7. Вступите в переговоры с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать Вас. При разговоре будьте максимально откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже, если это сплошные обвинения в Ваш адрес.
  8. Если Вы действительно виноваты – признайте свои ошибки попросите прощения.
  9. Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и дальнейшей жизни.
  10. Не рассказывайте о произошедшем своим друзьям, родственникам, соседям. Ведь, если Ваши отношения со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым.
  11. Делитесь с ребенком своим планами и заботами. Ребенок это воспринимает как оказание доверия.

Все проблемы с детьми, кроме тех, что вызваны психологическими или неврологическими сбоями, поддаются исправлению «в домашних условиях». Это же касается и убегание ребенка из дома. Вспомните свои давно минувшие проблемы в подростковом возрасте, как Вы их решали, как вели себя родители. Гарантированно: после проведения такого самоанализа, Вы измените отношение к своему взрослеющему ребенку, и начните с большей серьезностью относиться к его заботам и проблемам, которые были перечислены выше. Желаем успехов в воспитании подростков!

 

Педагог-психолог МБУ «Центр»

Смолянова В.В.