Когда говорят о детях группы риска, подразумевается риск для общества, который создают дети данной категории.
Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.
К ситуациям, создающим предпосылки для риска относятся:
- Развод родителей,
- Смерть близкого человека (особенно одно или обоих родителей),
- Перемена места жительства, перевод в новую школу.
- Болезнь или перенесённая травма .
- Рождение в семье младшего ребёнка, особенно если старший ребёнок воспитывается отчимом или мачехой.
- Появление в семье несовершеннолетнего опекаемого или приёмного ребёнка.
Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. Оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, пережить горе, депривационный кризис.
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.
Эмоциональные реакции могут быть самыми разными: упадок сил, тревога, беспокойство, гнев, депрессия, длительное неуправляемое поведение, страхи и ночные кошмары. Иногда ребёнок даже отказывается ходить в школу. Может быть и такое поведение, когда на фоне внутренних переживаний ребёнок не проявляет никаких чувств.
Девиации в форме агрессивного поведения, краж, приводящих к преступности; употребление ПАВ; суицидальные мысли или действия- результат «застарелой проблемы». Все эти проявления являются уже следствием не грамотного поведения окружающих взрослых в силу их не информированности (просто не знают или не понимают сами), либо не внимания к проблемам детей. Ошибочным является рассуждение: «не он- первый, не он- последний». Не правильно будет и сравнивать с похожей ситуацией у кого-то из знакомых.
Именно теперь и требуется консультация психолога с целью диагностики и коррекции детско-родительских отношений, эмоциональных, поведения ребёнка и т.д.
А так же для получения рекомендаций психолога родителями для грамотного и эффективного взаимодействия с ребёнком в сложившейся ситуации. Нужно помнить, что любая ошибка, любое действие родителя во время тяжелого процесса может сказаться на развитии ребёнка.
Самые глубокие душевные раны те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь.