№40. Как научить ребенка чувству времени?

otchim-macheha-problemi-300x210Дети до пяти лет вообще не задумываются, если им во время не подсказать, что выполнение любого действия измеряется временем. И научить ребенка чувствовать время, ценить его – важная родительская задача, чтобы потом не ругать ребенка за вечные опоздания и не возмущаться, что он опять ничего не успел во время. Чувство времени побуждает ребенка быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Доказано также, что пространственно-временная ориентировка является важным условием развития мышления.

А научиться чувствовать время можно только, если тебе  дают им распоряжаться.  В большинстве случаев право распределять время ребенка находится у родителей, которые решают, во сколько ему вставать, играть, идти на прогулку и смотреть мультики. В такой ситуации у ребёнка нет ни возможности, ни потребности учиться ценить время. Но есть и другая крайность – режима дня нет вовсе, и временные рамки никак не ограничиваются. Захочет — проснется, захочет — поест, сколько хочет — столько и играет. Искажения реального времени у детей считаются вполне естественными. Для ребенка типичны два состояния: или он увлечен любимым занятием и тогда время для него не существует, либо он не знает, чем ему заняться, слоняется без дела, ждет мультфильм, и тогда время для него время, как бы останавливается.

Что поможет? Сделайте вместе с ребёнком режим дня в картинках, где будет последовательность событий.

  1. Если ребенок увлечен чем-то, подойдите к нему и вникните в ход игры, задайте вопросы, а затем переключите игру на ее окончание. Регламентируйте время занятий ребенка: «Вот давай дорисуем здесь и идем одеваться», «Досматривай, эту серию и идем ложиться спать». Да на это уйдет 3-10 минут, но зато спасет от конфликта вас и Вашего ребенка.
  2. Предлагайте ребенку, хотя бы иногда, засекать, сколько времени у него уходит на умывание, одевание, игру и т.д., а затем вместе анализируйте. Почему вчера на уроки было потрачено столько, а сегодня столько времени, фиксируйте «отбросы времени», когда время было «убито».
  3. Для того, чтобы ребенок рационально использовал свое время, памятуя о том, как оно быстротечно, во время выполнения какого-либо дела можно использовать песочные часы. В этом случае ребенок наглядно видит, как «утекает время».
  4. Помогите ребенку наметить план дел на день. Если ребенок хочет посмотреть телевизионную передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Обсудите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты.
  5. Постепенно отказывайтесь от строгого пошагового контроля — ребенок, привыкший, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самоконтролю. Проконтролируйте только итог, обсудите, что удалось, что не удалось и почему. Сначала делайте это иногда, постепенно приучая ребенка нести ответственность за расход своего времени самому.
  6. Домашние обязанности, приучение к самообслуживанию также координируют действия ребенка, учат регламентировать свое время.
  7. Воспитывайте чувство удовлетворения от умения правильно планировать во времени свою деятельность – поощряйте ребенка, если он сумел качественно и быстро сделать что-то, указывайте ему на преимущества: «Посмотри, сколько у тебя теперь свободного времени на прогулку!»
  8. Приводите примеры того, что ценного может человек сделать за 1 минуту. Спросите, что ребенок сможет сделать за это время. Попросите его сделать это. Повышайте в сознании ребенка ценность каждой минуты.

 

Педагог-психолог МКУ «Центр»   Санникова Наталья Владимировна.