№54 Что делать, если ребенок не читает?

rncЧто делать,  если ребенок не читает?  Этот вопрос  занимает  многих родителей.  В  наши дни детей  отвлекает слишком  многое:   смартфоны, компьютеры, мультики, которые  идут бесконечно   по телевизору, — как  при  всем  этом  заинтересовать  книгой?

Но сдаваться не стоит.  Почему же  дети  не любят читать,   делают это  с  трудом  и  каждая  книга ,  заданная к прочтению в школе,   воспринимается  как   наказание.   Все   дело в том ,что мы  упускаем  важные моменты  в  жизни  ребенка,  когда  можно было развить  его  интерес  к  чтению,   привить  ему настоящую  любовь   к книгам.  Да и сами родители  подают  ли  хороший пример?  Книги   в   их  бумажном  варианте,  или  хотя   бы  в электронном  виде,  практически  исчезли  из  разряда  развлечений  взрослых  людей.  — Не хочу читать , а хочу мультик смотреть!- настаивает  ребенок. И усталые  после работы родители  вновь  откладывают  чтение на завтра. Ничего страшного?  Может быть….  Ведь и  так море  информации  и  развлечений   затопляет  нашу  психику  с  экрана  телевизора  и монитора  компьютера. А  сколько  страниц   книги  надо прочесть, чтобы  получить  тот же наплыв эмоций .Но проблема  в том,  что культура ( книги, художественные фильмы , искусство) формируют  личность    человека, особенно   в детстве, поэтому  обучение детей чтению и любви  к книгам  необходимо .   Как  же пробудить   нежные чувства  к книгам?   Что же делать ,  чтобы  привить  любовь к чтению?  И если  вы действительно  озабочены  тем, каким  вырастет  ваш ребенок, то попробуйте  прислушаться  к  советам специалистов.    Воспитывая своих  детей  и  будучи  сам  большим  книголюбом,   Райан  Сандерс  рекомендует прививать  детям  чтение  такими  приемами:

—- Быть  примером.  Если  ребенок   видит, что вы сами часто   беретесь  за книгу, происходит нечто волшебное. Ребенок  делает вывод,  что чтение — это увлекательно и весело.  Никакие тирады о пользе чтения  не принесут пользы. Но если мать и отец часто читают, ребенок обязательно  обратит  на это внимание.

—-Читать  вслух. Чтение  вслух порождает  между родителем и ребенком сильнейшую  эмоциональную связь.  Читать вслух  нужно  уже с первых  лет   жизни  малыша,  причем  на абсолютно  любые темы.   —- Совместное чтение,  хотя бы 10 минут   становится  мощным  замком,  который  скрепляет отношения.

—-Держать    книги в  открытом    доступе.   Книги  в доме   должны   быть   доступны        ребенку.    Чтобы   достать   ее, ему не   нужно  брать стул  или использовать  другие вспомогательные     предметы.  Когда   в доме   присутствует     шкаф  с   кучей   книг,  даже  совсем   не  любопытный   ребенок    хоть   разок,  да   и   потянется     взглянуть   в   одну    из  них.

—-Выбирайте        книги     вместе.   Ходите  со своим   ребенком   в книжную   лавку  или посещайте    сайты   интернет  – магазинов.   Это  интересно   и     увлекательно   . Время,  которое  вы проведете  с ребенком, он обязательно  запомнит  и  оценит.

—-Читать   регулярно.  Исходя  из своей   загруженности, нужно  определить  время,  которое    вы  всегда   будете   посвящать   чтению. У кого-то  это утро,    у кого-то вечер, а у кого-то — полчаса перед сном. Сути  это не меняет, т. к.  читать  нужно систематически.

——Соединение книг  с жизнью. Отыщите книгу, рассказывающую  о чем – либо, что ребенок изучает   на уроках.  Это      может      быть   литература      по   географии,  биологии,  математике    и  даже   политике.

——Сравнивайте  персонажей книги с вашими  знакомыми, друзьями или родственниками, Ребенок должен понимать, что книги,  даже если   они фантастические, имеют параллели с реальной жизнью.  Пусть  ребенок   с самого раннего детства  будет вовлечен    в литературу. Читайте интересно, по ролям  и с  выражением, обсуждайте  героев, интересуйтесь,  кто из персонажей   заинтересовал ребенка. Кто поступил плохо. А кто хорошо.  Выбирайте  способы     приучить   ребенка  к чтению. Попробуйте  их один за другим  или несколько  сразу — какой-то    непременно   подействует.

Статью подготовила педагог-психолог МКУ «Центр» Качева Л.И.