№60 Какие эмоции нельзя запрещать детям?

otchim-macheha-problemi-300x210Иногда под запретом в семье лишь какие-то определенные эмоции, обычно негативные переживания. «Немедленно прекрати плакать!», «Разве можно сердиться на маму / папу / бабушку?», «Нельзя жалеть игрушку для сестренки», «Не бойся собаку, она не кусается» и т. д.

Есть 4 базовые эмоции, которые испытывает человек: печаль, радость, страх, гнев.
ПЕЧАЛЬ. Кому была запрещена проявление печали в детстве? Т. е. когда вы печалились, вам говорили: «Что ты делаешь такое лицо, ну-ка перестань!» Вам не давали быть в печальном настроении. Либо как-то отвлекали, либо развлекали, либо что-то делали, но печаль была запрещена.
Интересно, что на смену запрещенной эмоции, приходит какая-то другая эмоция, так называемая рэкетная эмоция. Человек/ ребёнок начинает эксплуатировать другую эмоцию, которая разрешена, которая в семье, приветствуется. Альтернативой часто бывает  радость. То есть если человек печалился, то это не приветствовалось. Приветствовалось радость, и проявлялось это следующим образом. Есть такой сценарий жизни, называется «радуй других». Т. е. люди, которые живут по такому сценарию, в любой компании начинают сразу балагурить, шутить, как-то подбадривать всех. Надо сказать, что это замечательная способность, но плохо когда это-  ваше принудительное поведение, ваше принудительное поведение заводить всех. Обязательно вам надо грустного рассмешить.
Если вы спросите их близких, какие они в быту, то, как правило, они очень склонны к депрессиям. Но как только они видят зрителя, как только видят взгляд со стороны, начинают что-то изображать. Этот взгляд они помнят с детства, это взгляд их мамы или папы. И поэтому теперь любой взгляд, адресованный им, это повод для проявления артистических способностей. Для окружающих такой человек очень привлекателен, душа компании.  Его везде приглашают, с ним весело. Но еще одна проблема, кто бы развеселил его. Потому что у него состояние на самом деле не радужное, даже когда улыбается. Окружающие никогда не поверят, что у такого весельчака могут быть проблемы.
ГНЕВ. Если ребёнку был запрещен гнев, очень часто на смену ему как рэкет приходит страх. Такие люди часто тихие, молчуны, предпочитают быть в стороне, не любят открываться и т. д. Почему? Они на самом деле боятся. Потому что при достаточно глубоком контакте они начинают чувствовать, как «что-то» изнутри поднимается. Они боятся вот этого «что-то», предпочитают отходить. Поднимается на самом деле гнев. У них был реальный повод гневаться, у них были все основания гневаться. И им просто запретили. А запретить человеку испытывать естественные эмоции, значит, подавить их. Если же эмоции просто подавлены, то человек со стороны выглядит как контролирующий свои эмоции.

Но на самом деле он их просто боится. Он их боится проявлять, проживать. Страх, что я сейчас впаду в какую-то неконтролируемую ситуацию, приводит к тому, что мы просто избегаем этих чувств. Вот это опять-таки рэкетная эмоция.
РАДОСТЬ. Поговорим о радости. Во многих семьях эта эмоция запрещена, особенно на Руси. «Смех без причины признак дурачины». «Много будешь смеяться, много будешь плакать». У нас есть лозунги, которые просто как сценарий передаются из поколения в поколение. Можно видеть такое семейное клише печали на лице. Мама такая, бабушка такая и дочь такая. Это как Пьеро.
СТРАХ очень часто был запрещен в детстве, особенно мужчинам. «Мальчики никогда не плачут». На самом деле, мальчики тоже боятся. Но вопреки всем его чувствам, он должен быть бесстрашный робот. Жены ожидают от мужей только правильных решений, но иногда мужчине страшно, он тоже может плакать. Это нормально. Если мужчина не доверяет себе эти чувства, он запрещает вам их испытывать. Мужчина, который не чувствовал своих слез, когда вы будете плакать, он будет впадать в ступор, он будет делать вид, что он не видит. И ему будет легче уйти из дома. Потому что у него в сердце будет происходить что-то непонятное, и ему станет страшно.

И так, вот это основные базовые эмоции и они на самом деле важные.

Крайне важно различать запреты нежелательного поведения и запреты нежелательных эмоций. Можно и нужно запрещать ребенку бить близкого человека, но нельзя запрещать ему испытывать злость. Можно контролировать слишком бурные проявления эмоций в общественных местах, но нельзя запрещать ребенку чувствовать грусть и радость. Можно рассказывать о том, что иногда нельзя показывать свой страх, но нельзя высмеивать его. Иначе говоря, ребенка необходимо учить сдержанности и умению управлять своими эмоциями. Но нельзя запрещать что-то чувствовать! Из запрета на чувства и эмоции проистекают и неумение вовремя отследить собственное психологическое неблагополучие, и психосоматические заболевания.

Как же реагировать на эмоции ребенка?  Ведь иногда он напуган ими  больше чем взрослые. Он прекрасно знает, что сестренку надо любить, но она сломала его любимую машинку, и он испытывает совсем иные чувства. Давайте скажем ему: «Послушай, ты злишься. И это нормально, мы все иногда злимся. И тебе жалко машинку, потому что она твоя. Она, и правда, твоя. Нам всегда жалко свои вещи». А уже потом расскажем о том, как выразить свою злость, о том, как важно уметь прощать и т. д. Но сперва признаем чувство и признаем его нормальным:

  • естественно злиться (даже на маму!).
  • естественно грустить (даже когда всем весело!).
  • естественно жалеть свою любимую игрушку (даже лучшему другу!).
  • вполне естественно ревновать маму к младшей сестренке. И т. д.

 

Статью подготовила педагог-психолог МКУ «Центр» Санникова Н.В.