№67 Самостоятельный ребенок. Как добиться?

unnamedНа вопрос  « нужно ли приучать  ребенка  к самостоятельности?» большинство  родителей  уверенно отвечает : «Да!» Но не так — то просто отыскать это стремление взрослых  сделать  ребенка  самостоятельным.  Далеко не все родители   спешат  приучать своего ребенка  к самостоятельности  и довольно  часто  откладывают  этот процесс  приучения  на потом, мотивируя   это тем, что малыш  еще недостаточно  взрослый. Существуют  и другие   причины  нежелания  взрослых  уделять внимание   этому аспекту  в воспитании детей.

— страх потерять свой авторитет  в глазах  ребенка.

— желание контролировать  его и доминировать  над ним.

— недоверие  к возможностям  маленького человека.

— самоутверждение за счет сверх опеки  и чрезмерной  заботы.

— своеобразные   представления  о дисциплине  и послушании.

— нежелании прилагать усилия и создавать себе лишние  проблемы.

Довольно  часто  можно наблюдать  такую  картину : малыш тянется  к игрушке, а заботливая мама  или бабушка   вкладывает  желанный  предмет    ему в ручку.  И это своеобразный  « антиурок»: т.е  все можно получить , не напрягаясь!  Когда  ребенок  пытается встать  на ножки  и сделать первые шаги, беспокойные  родители  создают  различные способы  подстраховки,  чтобы дитя не упало  и не ушиблось . И  снова   закладывается  негативное  ощущение: самостоятельные действия  опасны! И  если Не упустить  этот естественный  момент развития, поощрить  малыша  и создать условия  для  увлеченного, радостного освоения новых навыков  и умений, помогать ему, но  не опекая, то процесс  формирования   самостоятельности  будет успешно начат.                                                                             Воспитание  ребенка  самостоятельной  личностью  требует усилий  и постоянно  изменяется  с ростом  и взрослением  ребенка. Здесь может помочь несколько правил :                                                                                                                   — Обустройте дом так, чтобы ребенок мог свободно передвигаться по нему, оставаясь  в безопасности.

— Вещи  ребенка  должны быть ему доступны, чтобы  ему  не нужно было всякий  раз к вам  обращаться,  когда ему что то понадобиться.

— Если ребенок может сделать что-то сам — пусть делает.

— Позвольте  ребенку самому выбирать во что он будет  играть.

Если ребенок столкнулся  с затруднением  — оцените насколько ему нужна ваша помощь. Не спешите на подмогу,  дайте какое то время  поупорствовать. Предложите  помощь, если ребенок против, воздержитесь от нее. Помогите в той части, с которой у него сложности. Не стоит делать всю работу за него.

— Позволяйте ребенку встречаться  со следствием  своих  действий (или бездействий)

— Избегайте чрезмерной  похвалы  и критики.  И то, и другое  мешает детям  научиться  самоконтролю  и адекватной  самооценке. Моральная  поддержка должна выглядеть  так: « У тебя получится, ты молодец, стараешься».

— Нельзя  давать ребенку  непосильные поручения  и тем более наказывать за их невыполнение.

Не  упустить этот  естественной  момент развития   и создать условия  для увлеченного, радостного освоения  новых навыков  и умений, помогая  ему,  но не опекая, то процесс формирования  самостоятельности  будет  успешно начат.         Развитие  самостоятельности — это собственно и есть процесс развития  человека. По   мере  взросления  самостоятельных  действий   становится  все больше, и главное  в какой то момент  этот процесс  не  остановился,  иначе   результатом  будет неразвитая,  инфантильная   личность . Неспособность к счастливой и  полноценной  жизни.

 

 

Статью подготовила педагог – психолог Качева Л.И.