Ответ: Под агрессивностью подразумеваются действия, наносящие моральный или физический вред другим людям. Маленькие дети не виноваты в своей агрессивности, они причиняют вред другим людям, потому, что:
- С ними ведут себя так дома. 90% взрослых признаются, что когда сильно злятся применяют физические наказания, говорят при этом «Ты заслужил…»., не задумываясь о последствиях. И чем сложнее характер у ребёнка, тем чаще он попадет, что называется, «под горячую руку». Ребёнок быстрее понимает «когда злишься — надо стукнуть, забрать, укусить». И вот уже импульсивный от природы ребёнок, не сдерживаясь, толкает сверстника, забирает игрушку, обзывается. Он злится и выражает свою злость так, как с рождения вели себя с ним. И, к сожалению, взрослые очень часто недооценивают свою роль в таких ситуациях, когда им указывают на агрессивное поведение их ребёнка, предпочитая искать объяснения в других людях.
- У ребёнка есть органические поражения головного мозга, иногда даже не диагностируемые, но вызывающие повышенную импульсивность: ребёнок «делает быстрее, чем думает». Видно это уже с раннего возраста. Такие дети начинают быстро вставать, ходить и потом уже не ходят, а бегают. Очень часто при этом у них снижена болевая чувствительность, и они не успевают задуматься о том, что почувствует их партнёр. Кстати дети с таким нарушением значительно чаще других становятся жертвами насилия – про них взрослые ещё говорят «я его шлёпаю – а ему хоть бы хны». Если к таким органическим причинам добавляется наука взрослых «злишься -бей», то приучение ребёнка к решению конфликтов словами будет затруднено.
- Третий вариант –самый парадоксальный: агрессивность проявляют дети из «хорошей» семьи, которых точно никто не бьёт. Это происходит потому, что некоторая агрессивность присуща человеку, как биологическому виду и необходима для выживания. И когда воспитанные родители сталкиваются с тем, что малыш бьёт их или других людей, то они чувствуют растерянность и не знают, как реагировать, надеясь, что со временем всё пройдет. Время идёт, а проблема растёт и растёт. Именно про детей из таких семей говорят «Такие замечательные родители и такой ужасный ребёнок вырос».
Конец у всех трёх историй один: ребёнок попадает в круговорот агрессии, когда очень быстро дети и взрослые вокруг него привыкают, что этот ребёнок «плохой» и его не любят, его чаще других толкают, щипают, обзывают, потому, что привыкли ждать неприятностей. А он маленький, он не понимает, как и почему все его не любят и он всегда виноват во всём. Ему не знакомо слово репутация. И делает свой большой вывод: « Люди злые. Не я такой – жизнь такая». Он живёт в двух ипостасях: «ходячее бедствие» снаружи и «раненный зверёк» внутри.
Есть ещё вариант агрессивного поведения, когда ранее не склонный к такому поведению ребёнок вдруг начинает обижать окружающих. Такое поведение говорит об огромной внутренней боли или напряжении сил, вызванной какой — то значимой для ребёнка ситуацией (испуг, развод родителей, смерть близких). И здесь как никогда необходима помощь психолога, чтобы разобраться, что именно беспокоит ребёнка и найти решение проблемной ситуации.
Ответ подготовлен педагогом- психологом МКУ «Центр» Санникова Н.В.