Капризы – это бурные проявления гнева и злости. Когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе. Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более склонен он к капризам. Если малышу удалось добиться своего с помощью каприза. Он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.
Прежде чем применять какие-то исправительные меры, родителям нужно осознать, что капризы тормозят развитие ребенка.
Как правильно вести себя, когда ребенок капризничает ?
- Как только ребенок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь его внимание от каприза. Однако нельзя вознаграждать малыша ничем.
- Если вам не удалось это сделать, оставьте ребенка в покое не обращайте на него внимание. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия. Его гнев – это в какой-то мере лишь попытка убедить вас и весь мир, что у него «жестокая мать».
- Самые эффективные способы лечения капризов – те, которые разоружают ребенка, вынуждают понять, что вы никогда не отнесетесь всерьез к его причудам. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал.
Помните гораздо легче осилить первый или шестой по счету каприз, нежели сотый или двухсотый.
Когда ребенок успокоится, поговорите с ним ласково. Расскажите ему, как вас огорчило, что он бушевал из-за сущего пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. Уверьте ребенка, что вы его все равно его любите и убеждены, что он никогда больше не станет вести себя плохо, даже если что-то будет не так, как ему хочется. Подобный разговор необходим, чтобы у ребенка не возникло чувство вины, как это случается после бурных всплесков гнева.
Если ребенку уже 6 лет более, а капризы продолжаются, советы, приведенные выше, остаются в силе, только потребуется больше времени, чтобы изменить его поведение.
Наблюдайте и управляйте всеми бурными проявлениями эмоциями ребенка, и вам будет легче научить выражать их более приемлемыми способами.
Педагог – психолог МКУ «Центр» М.Е. Несмеянова