Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо сдвг; англ. Attention-deficit/hyperactivity disorder (adhd)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что дети «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.
Классификация СДВГ
Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:
Синдром гиперактивности без дефицита внимания;
Синдром дефицита внимания без гиперактивности;
Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).
Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.
Причины гиперактивности.
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
Генетические (наследственная предрасположенность); Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы); Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Как определить, есть ли СДВГ у вашего ребенка?
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, общем заключении специалистов. Родители могут заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу — за консультацией, а затем вместе с ними начать помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение сложности во взаимоотношениях со сверстниками.
Особенности, характерные для детей с гиперактивностью, система критериев, по которым она определяется.
- При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
- Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.
- Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, то следует обратить на это большое внимание. Родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к врачу-неврологу, психологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Желательно не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование, длящееся 2-3 часа.
Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания. Первый — субъективный — включает субъективную оценку повеления ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, разработанных американской психиатрической ассоциацией (см. «диагностические критерии СДВГ). Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.
Второй этап — объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и во времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводит, у детей только начинай с пяти — шестилетнего возраста.
На третьем этапе проводят электро-энцефалографическое исследование. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка.
Магнитно-резонансная томографии (mpt) — один из самых информативных и безвредных методов диагностики.
Особенности лечения СДВГ
Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога/невролога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу.
Детям, страдающим СДВГ, рекомендуется формулировать инструкции и указания четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать, им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Для коррекции поведения можно использовать так называемое оперантное обуславливание, которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведение ребенка. Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению. Совместно с малышом необходимо выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Следует также не переутомлять малыша при выполнении задании, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так же важен выбор партнеров для игр — желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными.
Ругать ребенка, страдающего снвг, за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать. В чем разница между понятиями «ругать» и «критиковать»? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную — его поступкам.
Как это выглядит на практике?
«ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что ребёнок делает плохо), надо вести себя так…» Ни и коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми: «Коля хороший, а ты плохой». Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в группе, классе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 минут) и пр.
. При этом лечение должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования.
В России для лечения СДВГ традиционно применяют ноотропные средства. Данные препараты более эффективны в тех случаях, когда преобладает невнимательность. Если же преобладает гиперактивность, применяют препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту. Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции и головном мозге. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача-невролога. Кроме того, для лечения СДВГ используется транскраниальная микрополяризация — воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга.
Существует еще один способ лечения СДВГ — метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание: поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно «обучить» правильно функционировать. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, при помощи которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, которая отображается на экране компьютера. В игровой форме «усилием волн» ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (образец нормы тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.
Радует то, что часть гиперактивных детей «перерастают» свое заболевание, то есть в подростковом возрасте у них исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70 процентов детей проявления сдвг переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно если не заниматься лечением этой патологии).
Рекомендации для родителей детей с СДВГ:
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности?
Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами — очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе: «четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.
— малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного — снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.
— научить ребенка управлять собой — ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: «хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
— в воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
— ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
— необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
— в некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
— «движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
— иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
— обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть — не заставляйте его!
— подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него — просто панацея. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.
— приучайте малыша к пассивным играм ( читать, лепить, рисовать). Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («тебе интересно это, давай посмотрим…»), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
— научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии — это йога, спокойная музыка.
Если врач- невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.
Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.
Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.).
Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.
Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.
Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.
Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.
Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.
Повремените с оформлением такого ребенка в детский сад.
Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.
Гиперактивный ребенок — особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!
Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.
Статью подготовила педагог-психолог МКУ «Центр» Санникова Н.В.