Ещё с давних времён семья для человека является фундаментом, на котором строится вся жизнь. В воспитании детей семью не заменит никто, особенно в самом раннем возрасте. Первые привычки и нормы поведения возникают именно в семье.
В последние время все чаще встречается насилие, жестокость, агрессия, ужаснейшие преступления и т.д. И к сожалению, всё больше в это втягиваются несовершеннолетние. В подростковой среде с прогрессией растёт равнодушие ко всему, агрессия к окружающим, дерзость и жестокость. Откуда же в детях берётся деформация нравственных ценностей, которая ведет к совершению преступлений среди несовершеннолетних?
Источником запущенности, конечно же, нужно искать в семье. Ведь всё начинается с малого. С самого раннего возраста ребёнок чувствует атмосферу в семье, чувствует отношение к себе со стороны родителей. Различные конфликтные ситуации, семейные разногласия, напряжённая атмосфера, недопонимание, нехватка любви – всё это сильно действует на ребенка и всегда очень отрицательно. Если дитя в период своего становления сталкивается с такими проблемами, когда его не понимают и не поддерживают, именно тогда дети и поддаются внешнему влиянию, так как стремятся найти то общение, то состояние, в котором им будет легче. К сожалению, не всегда оно бывает положительно.
Всё начинается с малого – пропуска занятий. От безделья и большого количества соблазнов у ребёнка возникает желание хоть чем-нибудь заняться. Вот и начинается воровство, хулиганские выходки, в следствии чего общество навешивает ярлык – трудный ребенок.
В такие моменты родители и дети еще больше отдаляются друг от друга. Родители уже не разговаривают, а приходят к скандалам и насилию в сторону детей, пытаясь доказать свою правоту. Семья для подростков превращается в фактор, который травмирует их юные души.
Так что же делать родителям, если ребёнок попал в такое состояние, называемое «группой риска»? Как найти подход?
- Во-первых, старайтесь сохранять спокойствие, создайте доброжелательную атмосферу в доме. Дайте понять, что вы – это единственная защита и опора для ребенка, и здесь его никто не обидит. Ведь криками и угрозами вы ничего не добьетесь.
- Не торопитесь, разберитесь в ситуации. Не стоит «рубить с плеча». Внимательно выслушайте вашего ребенка, не делайте поспешных выводов.
- Поговорите с ним на равных, воспринимайте ситуацию ребенка серьёзно. Так вы максимально сохраните доверие между вами.
- Не стоит исправлять подростка за его ошибки, а лучше поинтересоваться, почему он так поступил.
- Постарайтесь встать на его позицию и просто понять его. Не обвинять, наказывать, ругать, а быть «за» него. Ведь ему так нужна ваша поддержка.
- Предоставьте ребёнку самому исправить своё поведение, направляя его, но при этом не пускайте процесс на самотёк. Будьте рядом.
- Проявляйте любовь и заботу. Это самый важный и нужный пункт из всего вышесказанного.
Родители, старайтесь больше времени проводить со своими детьми, интересуйтесь их жизнью, как можно больше ПРОСТО разговаривайте с подростками. Не стесняйтесь обращаться за помощью в школу, к специалистам. Только согласованная работа педагогов и родителей будет иметь успех.
Социальный педагог Рамазанова Г.Г.